Статьи - А.В. Петин Стратегии реальности.

часть 1: Работа со временем

Самое главное в жизни то, что ты не умер.
Рамон Гомес де ла Серна

На протяжении всей своей истории человечество занималось двумя вещами: выживанием и познанием мира. Хотя оба эти процесса настолько взаимосвязаны, что их можно смело объединить как тождественные: истинное познание мира происходит тогда, когда человек сталкивается с необходимостью соответствовать изменениям окружающей среды. И каждый человек в отдельности, являясь микрокосмом окружающего мира, отражает эти свойства человечества в целом в своей отдельной жизни - он выживает и познает.

Тем не менее, есть важное отличие в жизненных устремлениях каждого отдельного человека от устремлений общества в том виде, в котором мы наблюдаем его на протяжении всей истории: человек знает, к чему стремится. К счастью. И ещё каждый из нас знает, что есть объективный предел – смерть, и стать счастливым нужно прежде, чем этот предел прервет любые стремления вообще. Вне зависимости от того, что находится дальше – вечная жизнь, рай, ад, или вообще ничего.

Так от чего же зависит успешность каждого из нас в обретении счастья в своей жизни? Прежде всего, от состояния жизненных ресурсов и выбора стратегии жизни.

Что можно сказать о ресурсах? В жизни человека действуют три основные силы, от которых зависит ее качество. Это внимание, время и везение. Чтобы этот тезис вызывал как можно меньше возражений, определимся со всеми этими категориями. Под каждой из них подразумевается смысловая нагрузка онтологического (от onto logos – наука о бытии), а не физического, психологического или какого-либо еще характера. Т. е. все эти силы являются базовыми величинами, определяющими все явления, события и т. д. в жизни человека. Поэтому на вопрос: «а как же, например, здоровье? Ведь оно во многом определяет качество жизни?», я отвечу, что здоровье является результатом внимания, которое организм человека использует для организации и регулирования своего состояния. Кроме того, для нормализации и корелляции внутренних процессов организму требуется определенное время, подчиненное темпу и ритму, наиболее подходящему конкретному человеку. Да и везение нельзя сбрасывать со счетов: не так-то просто приводить в порядок свое состояние после падения кирпича на голову или при нахождении в зоне радиационного заражения местности. А касательно качества жизни – я знал немало людей со сложными диагнозами (сахарный диабет, онкозаболевания, рассеянный склероз и т. д.), которые нашли в себе силы бороться с недугом и жить полноценной жизнью. И других людей – не видящих смысла в жизни, запутавшихся в себе и обиженных на весь белый свет, при этом их медицинская карта утверждала, что они здоровы.

Делайте выводы.

Рассмотрим конкретное значение каждой из упомянутых величин, и как, каким образом эти величины влияют на нашу жизнь и восприятие в целом.

Время. Здесь речь идет не совсем о том времени, которое фигурирует в физических формулах. Скорее имеется в виду субъективное ощущение времени своей жизни. То ощущение, которое иногда заставляет спешить и суетиться, а иногда дает почувствовать размеренность и комфорт. В конце концов, слово успешность говорит само за себя,- это состояние жизни, когда успеваешь разобраться со своими делами и можешь спокойно отдыхать. То есть время жизни правильно организовано. И здесь мы выходим на ту грань, где задействуется очередной ресурс, или сила – внимание.

Внимание – это способность к сосредоточенности, которая помогает человеку понять и осмыслить существующий порядок в окружающем мире на всех уровнях. Внимание – это то, благодаря чему организм адекватно понимает, то происходит внутри него, а человек понимает, что происходит в его жизни, и, в соответствии с этим предпринимает меры по улучшению происходящего. И хотя ресурсы внимания не бесконечны, так же как не бесконечно и время, все же можно быть успешным, даже если их не хватает. И здесь приходит на помощь везение.

Везение – это фактор, который помогает эффективно решать ту или иную проблему в условиях нехватки времени или внимания для её полноценного осмысления.

Вопросу приведения в порядок ресурсов и правильной организации целей посвящены статьи Человек с точки зрения эниологии, Многомерная структура человека, Точка опоры… В нынешней статье мы рассмотрим вопрос выбора оптимальной жизненной стратегии, способствующей оптимизации расходования и пополнения этих ресурсов.

Стратегия - это общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Применительно к человеку, вопрос стратегии подразумевает выработку определенного свода правил, порядка действий, который помогал бы жить с наибольшим интересом и вовлеченностью в процесс познания себя и окружающего мира.

Итак, как же лучше организовать собственную жизнь? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить из чего эта самая жизнь состоит, и что, в принципе, нужно организовать.

Здесь важно вспомнить о том, что жизнь – это движение. И свое движение по жизни человек осуществляет благодаря двум факторам: целям и ресурсам. Цель - это внешний источник движения, а ресурс - внутренний. «Если у человека есть достойное «зачем», он преодолеет любое «как», - говорил Ф.Ницше. Нахождение достойных целей обеспечивает наилучшую мобилизацию ресурсов для их достижения. Сам же процесс и результат достижения цели во многом помогают восстановить и усовершенствовать собственные ресурсы.

Но тут возникает первая проблема. Для многих жизнь не ассоциируется с движением и изменением, а представление о счастье укладывается в убеждение, что лучшая новость - отсутствие новостей. Такая жизненная позиция служит предпосылкой для возникновения травмирующих последствий от стрессов. Ведь стрессы – это всего лишь ситуации столкновения с изменениями в окружающем мире, то есть с новой для восприятия информацией. Эта новая информация приводит к «всплеску» энергии. Если эта энергия используется для освоения информации, потенциал человека возрастает и помогает ему соответствовать новому порядку вещей. А если она не используется для переработки новой информации, то часть жизненного потенциала оказывается заблокированной (ЧСТЗЭ, МСЧ). Если говорить проще, стресс – это ситуация, в которой каждый из нас открывает для себя, что «карта» нашего мировоззрения не является «территорией» реальной жизни.

По сути дела, стресс – это необходимая ступень на пути к счастью, чем больше ступеней пройдено с легкостью, тем более счастливо живется. Если же спотыкаться через каждую ступеньку, - пока до счастья доберешься, все ноги расшибешь. Стресс – важное звено жизненного процесса. Важное, но, к счастью, не единственное.

Если материя состоит из частиц, то жизнь состоит из событий. Любая часть жизни, которую мы можем вспомнить, сопряжена с чем-то, что с нами происходило. Само слово «событие» (со-бытие, совместно прожитая ситуация) указывает на взаимодействие с кем-то или чем-то. В каждом событии мы узнаем что-то новое о мире, который нас окружает, людях, с которыми жизнь свела нас на данном этапе и, конечно, о самих себе. События же, в свою очередь, можно разложить на время, которое они занимают, и информацию, которой они описываются (содержание, значение, важность и т.д.). Поэтому вопрос о выработке наилучшей жизненной стратегии – это, по сути, вопрос о том, как правильно организовать время и информацию своей жизни.

Начнем со времени.

Обычно человек склонен увязывать события в примитивную хронологическую последовательность, т. е. каждое предыдущее событие является доминирующим по отношению к последующим. Мы получаем то что, получаем, потому что делаем то, что делаем. Время как категория человеческой жизни воспринимается линейно и однонаправлено. Согласно такому взгляду, настоящее - дитя прошлого и мать будущего. Такой принцип восприятия времени можно определить как событийный ряд. Некая река, по которой человек плывет от колыбели до могилы.

Именно подобное отношение к жизни и ко времени неминуемо приводит человека к идее судьбы – некоей заданной до рождения определенности событий жизни. С одной стороны, такая определенность помогает человеку избавиться от страха перед неизвестностью будущего: делай, что должен, и будь что будет. А с другой – превращает человека марионетку судьбы, лишенную возможности выбора.

Но, несмотря на то, что в большинстве своем люди воспринимают время именно в такой форме, почти каждый из нас где-то внутри чувствует, что именно он хозяин своей жизни. И это вполне объяснимо с позиций эниологии: человек является одновременно своим телом, личностью и полем событий (жизнью).

Кто-то может возразить: «Если я хозяин своей жизни, то почему события складываются не так, как мне хочется?»

Объясняется это так же просто, как с телом и с личностью. Если мы не занимаемся своей жизнью, не «строим» свои события осознанно, то и результат получаем отрицательный. Все равно, что хотеть, чтобы тело стало сильным и ловким, и при этом целыми днями лежать на диване перед телевизором, попивая пиво.

Если же человек принимает ответственность за свою жизнь и, как следствие, за свой выбор тех или иных событий, то перед ним открывается многовариантность в их развитии.

Как же определяется тот ход событий, который произойдет в действительности, и как человек может повлиять на выбор этого варианта?

Человек формирует свое будущее, создавая жизненные проекты. Подробно этот процесс описан в статье «Точка опоры». Суть в том, что обычно в жизни происходят те события, которые наиболее хорошо организованы, а не те, которые кажутся лучшими. Соответственно, человек может влиять на свое будущее, грамотно формируя жизненные проекты. Подробно этот процесс описан в статье «Точка опоры».

В этом пункте важно отметить, что настоящее и будущее человека зависит не только от его прошлого, но и от степени осознанного участия в формировании своей жизни.

Следующий важный пункт нашего рассмотрения идеи времени будет состоять в следующем: на всякое действие есть противодействие, равное ему по силе; если прошлое влияет на формирование будущего, то и будущее оказывает влияние на прошлое. На эниокоррекциях, проводимых с клиентами, выявляется тот факт, что причинно-следственные связи, позволяющие решить ту или иную проблему, иногда лежат в будущем, а не в прошлом.

Приведу пример. Однажды на коррекцию пришел мужчина с болями в плечевой области руки. За месяц до коррекции у него случился перелом, и, хотя кость уже срослась, боли беспокоили регулярно. В процессе коррекции мы проработали стрессы в сфере его профессиональной деятельности, сочувствия окружающим и прочие стандартные причины проблем с руками. Боли также продолжались. И тут, при дальнейшем просмотре ситуации, возникло имя Анна. Мужчина не мог вспомнить никакой Анны, кроме медсестры в травмпункте, которая участвовала в перевязке при наложении гипса. С этой Анной у них возникла легкая симпатия, и они договорились о последующем свидании. После этого боль уменьшилась. Также выяснилось, что несколько лет назад он обращался к гадалке, которая предсказала, что жену будут звать Анной. После отработки программы гадания боль в руке сразу исчезла. Через месяц он позвонил, чтобы записать на прием свою сестру, и заодно сообщил, что их отношения с медсестрой Анной переросли в серьёзные чувства, и они собираются пожениться. Т.е. причинно-следственная структура ситуации такова: он сломал руку для того, чтобы в будущем встретить свою жену Анну. Боль же сопровождала его до момента коррекции, чтобы реализовалась возможность отработать программу искусственного поля событий, внедрённую через гадание. (Такие программы часто мешают выстраивать полноценные отношения между людьми).

И здесь мы приходим к следующему выводу. Если мы начинаем рассматривать события с позиции их ценности и значимости для жизни человека в целом, то понимаем, что такие ситуации структурируют нашу жизнь, оказывая влияние и на будущее, и на прошлое. Еще Аристотель говорил о том, что помимо причин происхождения (то из-за чего) предметами и явлениями управляют причины-цели (то для чего). Т. е. события связаны между собой не только в прямом, но и в обратном ходе времени. Но возможные варианты этих взаимосвязей очень разнообразны. Как в калейдоскопе: из одного и того же набора цветных частичек могут складываться совершенно разные узоры. А посему, как гласит народная мудрость: «Не стреляй в прошлое из пистолета, ибо будущее выстрелит в тебя из пушки».

Здесь мы переходим к качественно иному – двухмерному - восприятию времени. Мы можем обозначить его как временную плоскость или сеть событий. Одна из основополагающих характеристик сети событий – многовариантность, т. е. широкий спектр возможностей развития той или иной ситуации. Когда человек мыслит масштабами сети событий, какая-либо проблема может оказаться потенциально положительной ситуацией.

Эта концепция времени хорошо объясняет различные феномены наподобие дежа-вю, вещих снов или ангелов-хранителей. Это проявление информации, присланной нами себе же из будущего или из альтернативного событийного ряда. И, если возможна такая трансляция информации, значит, есть и некие информационные каналы распределения этой информации.

Но искать их следует не во внешних пространствах или частотных диапазонах, а в самом человеке, в его скрытых внутренних резервах. Согласно голографической теории Бома-Прибрама, в основе Вселенной и в основе психики лежит некий скрытый порядок, который содержит в себе информацию обо всей структуре мироздания и всех возможностях его развития. Эзотерики называли эту часть реальности астрально-ментальным планом, Дао и т.д.

Согласно ещё одной теории, - теории антрополога Г. Бейтсона, - человеческая личность устроена следующим образом. Бейтсон считает наиболее полезным различать четыре уровня: глубинное "я", бессознательное, сознание и содержание сознания. Глубинное «я» - это выражение некоей абстрактной, чистой силы, стремящейся жить. На этом уровне человек, по сути, не отделен от мира, в котором этот жизненный порыв стремится реализоваться. Приходя во взаимодействие с миром глубинное «я» оформляется в бессознательное – совокупность ресурсов, обеспечивающих выживание в этом мире. Успешно решая задачу выживания, глубинное «я» формирует новую структуру – сознание, которое решает задачу развития человека и реализации потенциала, заложенного в глубинном «я». Эта структура ответственна за формирование целей, через призму которых человек воспринимает мир и выбирает направление своей жизни и деятельности. И, наконец, содержание сознания – совокупность информации об окружающем мире и себе доступная для осознания.

Проблемы человека формируются на уровне содержания сознания, т. к. информация, доступная на этом уровне не отражает всего многообразия причинно-следственных связей между предметами и явлениями реальности. Поэтому все ресурсы для решения проблем лежат на более глубинных уровнях организации личности, где человек более целостен и осведомлен обо всем многообразии смыслов и значений происходящих событий.

Совмещая эти концепции, мы получаем человека, который обладает достаточной степенью свободы, чтобы организовать свою жизнь наиболее счастливо. Главным условием реализации этой свободы является умение человека принимать ответственность за свой жизненный выбор и открытость для новой информации, помогающей переосмыслить жизненные события.

Еще одним примером работы такой модели человека является случай из практики известного психотерапевта М. Эриксона, когда у пациента была неразрешимая проблема адаптации в жизни, и Эриксон, введя пациента в гипнотический транс, «отправил» его в ситуацию в будущем, где эти проблема была уже решена. Находясь (мысленно) в своем будущем, пациент рассказал, какие шаги для преодоления проблемы он предпринял в прошлом, которое на самом деле ещё не наступило. В последствии, придерживаясь рекомендаций данных себе же из «будущего», этот пациент решил свою проблему.

И теперь мы приходим к очередному «квантовому скачку» в восприятии времени: объемному времени.

У человека есть жизнь, состоящая из событий. Между этими событиями существует ряд смысловых причинно-следственных связей. Чем больше таких связей имеет событие, тем сильнее оно структурирует жизнь.

Но. Прошлое и будущее человека существует, главным образом, в его настоящем. И именно настоящее - это та точка жизни, в которой человек обладает наибольшей свободой. Прошлое представлено эмоциональными отпечатками совершившихся событий, а будущее – целями и ожиданиями. При таком подходе, человек способен менять и свое прошлое, и свое будущее. И зависит возможность такого влияния от его собранности, осознанности и уравновешенности в настоящем. Т.е. от целостности его энергетики - внимания, времени, везения и т.д., при помощи которых он может разобраться в складывающейся ситуации, понять свои цели и освободиться от груза переживаний прошлого. Объем или потенциал времени – это совокупность тех ситуаций прошлого и будущего, на которые человек способен влиять из настоящего момента в прямом и обратном ходе времени. Меняя цели, переосознавая значения событий и выбирая оптимальный сценарий поведения для той или иной ситуации. Именно такой подход дает возможность не только адекватно ориентироваться в жизненном пространстве, но и делать его в значительной степени управляемым: влиять на прошлое и будущее своей жизни.

Если объемное восприятие времени не нейтрализует время как действующую на человека силу, оно позволяет освободиться от жесткой обусловленности собственной историей. А это уже очень высокая степень личной свободы.

Основная ошибка, которая удерживает людей от возможности восприятия времени нелинейно, это отток энергетики (внимания, времени и т.д.) из настоящего момента. Энергетика блокируется в прошлом из-за неотработанных стрессов, разочарований сожалений и т.д.; в будущем – из-за ожиданий и опасений по поводу возможных проблем; и в альтернативных временных «ответвлениях» из-за нереализованных жизненных проектов (подробнее об этом в статье «Точка опоры»). Это происходит из-за того, что человек имеет склонность быть как все, жить по общему сценарию. Такую позицию личность обычно занимает из-за страха принятия ответственности за свой жизненный выбор. Страха понимания того, что он – главное руководящее звено своей жизни. А, значит, те проблемы, которые присутствуют в его жизни, сложились при его участии и решиться могут тоже только при его участии. По сути, человек сам сужает объем потенциала, который доступен ему в настоящем моменте его жизни. Далее, по закону сохранения, если энергия не присутствует в настоящем, она вытесняется в прошлое, будущее и альтернативное время, т.е. в те модальности времени, которых нет в реальной жизни. И тогда, события удаленные от настоящего времени, становятся определяющими ход жизни здесь и теперь, ограничивая свободу выбора.

Объемным, или хотя бы нелинейным, время может быть только при условии, что ключевой точкой жизни признается настоящий момент.

Проиллюстрировать идеи линейного, плоского и объемного восприятия времени можно на примере шахмат. Линейный стиль жизни - это поведение пешки. Она ходит по прямой, только вперед и меняет свою линию движения лишь в ситуации столкновения с другими фигурами. Плоское время – это поведение фигуры, она может ходить вперед и назад, в разных направлениях и возвращаться в одну и ту же точку несколько раз (дежа-вю, вещие сны и т.д.), имея возможность изменить дальнейшую траекторию движения. И, наконец, - объемное время – это поведение шахматиста, который мыслит не только ходами, но и возможными сценариями игры, в то же время, понимая, что за каждый ход можно совершить действие только в качестве какой-либо одной фигуры.

Как же стать таким «шахматистом» в жизни? Мы уже сказали, что возможность объемного восприятия времени зависит от организованности и целостности потенциала энергетики. А организует её, как было сказано вначале, информация. Т.е. хорошо оценив и переработав информацию, мы получаем возможность наиболее разумно организовать время своей жизни и улучшить её качество.

Будем следовать логике восприятия шахматиста, дополняя формальные моменты его восприятия фигур и доски содержательными моментами жизни. Начнем с организации пространства. Оно состоит из черных и белых клеток, чередующихся друг с другом. Также и жизнь состоит из взлетов и падений, успехов и ошибок, достижений и потерь, ассоциирующихся у нас с черным и белым цветом. Пешки и фигуры – это возможные стратегии освоения жизненного пространства.

· «Пешка». Стратегия линейного пошагового движения: полоса белая, полоса черная. Это период первоначального набора опыта в какой-либо новой сфере жизни. Пешка – расходный материал, но их достаточно много для первоначального исследования жизни по всем возможным линиям («вертикальным» полосам доски по всей широте). Большинство фигур могут начать движение вперёд только после того, как пешки «открыли» пространство для хода. В конце своего движения по доске, пешка обретает свободу стать любой фигурой.

· «Конь». Стратегия креативного, творческого сценарий жизни. Фразеологизм «сделать ход конём» означает совершить неожиданный поступок, найти неожиданное решение. Особенность траектории движения коня не похожа ни на одну фигуру, т.к. конь перемещается на ближайшее к нему поле, которое не находится на одной вертикали, горизонтали или диагонали с исходным полем. Такой сценарий позволяет «перескакивать другие фигуры», т.е. преодолевать жизненные преграды, не нарушая чьи-либо позиции и свободы. При этом конь не прямолинеен, он всегда петляет и при каждом новом ходе оказывается на клетке другого цвета. Т.е. творчески развивая линию какого-либо правила, такая стратегия создает исключения, которые при дальнейшем развитии (следующем ходе) становятся новыми правиломи.

· «Слон». Моралист / нигилист. Слон ходит по полям только одного цвета, поэтому такой сценарий отражает крайности. Либо абсолютизирование правил, либо их отрицание - абсолютизирование права на ошибку. Это сценарий постижения полярности мира, добра и зла, правды и лжи.

· «Ладья». Сценарий свободного линейного движения. Использование опыта успехов и ошибок. Идеальный стратегия для карьерного роста и профессионального развития. По желанию и возможности ладья может избегать черных или белых клеток.

· «Ферзь». Сценарий мастерства. Объединяет в себе возможности и свободы слона и ладьи. Возможность использовать профессиональный, жизненный и культурный опыт при решении различных проблем. Ферзь является одной из самых старших фигур, и сценарий, который он олицетворяет, подразумевает нивелирование авторитета позиции силы. Единственная фигура на доске, авторитет которой выше ферзя – это умудренный

· «Король». Он ограничен в «длине» своего хода одним полем, но полностью свободен в выборе направления. Фигура, совмещающая в себе качества самой сильной и самой слабой фигур: ферзя и пешки. Логически можно предположить, что если бы его ход мог распространяться на два поля, то король мог бы ходить и как конь, что не доступно ферзю. Но королю достаточно одного соседнего поля, т.к. все остальные фигуры обеспечивают его безопасность. Идеальный сценарий поведения для сферы досуга.

Попробуйте теперь сделать небольшое упражнение.

Выберите какую-нибудь значимую ситуацию из своей жизни. Мысленно простройте в ней линию возможного поведения по различным сценариям (стандартный, творческий, апеллирующий к правилам, мастерски использующий различный опыт и т.д.). Позвольте себе поразмышлять, представить какие последствия развития событий могли бы быть при различных линиях поведения и как разные последующие события могли бы изменить смысл исходной ситуации.

Сделав это упражнение, Вы поймете, что события, происходящие в нашей жизни, во многом определяются тем контекстом, в который мы их помещаем. А потому каждый из нас наделен достаточной свободой определять не только свое будущее, но и прошлое. И как следствие – полноценно распоряжаться настоящим. Временем, вмещающим максимальное количество доступной нам свободы.

Подведем итоги статьи.

1. Успешность в обретении ощущения счастья зависит от состояния жизненных ресурсов и выбора стратегии жизни.

2. Жизнь – это движение. Жизнь состоит из событий.

3. События, с которыми сложно смириться, наиболее целесообразно рассматривать как событийный ряд, который необходимо переосмыслить, чтобы он прояснил свой смысл. Любая проблема, получив положительную смысловую нагрузку, становится оправданной или хотя бы простительной.

4. Чтобы получить большую свободу в выборе жизненных событий, человеку необходимо развить в себе способность «выхода» за рамки «линейного» восприятия своей жизни.

5. Прошлое и будущее существует только в настоящем. Человек может менять будущее, определяя свои цели и интересы и совершая соответствующий выбор в настоящем. Человек способен менять прошлое, меняя эмоционально-смысловую нагрузку случившихся событий. Прорабатывая информацию прошлого и будущего, мы улучшаем свои возможности в настоящем.

6. События жизни складываются в смысловые цепочки – сценарии. У каждой сферы жизни (семья, карьера, творчество) свой уникальный сценарий наилучшего развития. И его реализация зависит от стратегического выбора, подобно фигурам на шахматной доске. В наиболее выигрышной позиции находится тот, у кого все фигуры наиболее увязаны в единый порядок.

7. Все сценарии присутствуют в жизни одновременно, но в каждый момент настоящего времени можно совершить только один ход одной из фигур. Важно развить в себе способность переключаться на ту сферу деятельности, которая наиболее целесообразна в данный конкретный момент времени. Было бы ошибкой во время праздничного обеда с семьей пытаться решать сложную профессиональную задачу или во время ответственной рабочей ситуации занимать ум решением домашнего конфликта.

Жизнь происходит в настоящем, и только здесь и сейчас человек может быть по-настоящему свободен и целостен.

8. Первоначальный жизненный опыт проб и ошибок является важным этапом развития человека. Но его нужно вовремя «перерасти». Иначе можно погрузиться в рутину, когда теряется понимание того, что происходит и может произойти в жизни, а, следовательно, и большая часть жизненного потенциала.

9. Опыт ошибок так же важен, как и опыт достижений. Человек, не принимающий свои ошибки как естественную часть своей жизни, ограничивает своё право быть счастливым.

10. Жизнь происходит в настоящем. И только здесь и сейчас человек может быть по-настоящему свободен и целостен, а значит СЧАСТЛИВ.

А. В. Петин.

← Назад