Александр Петин, Центр "РЕСУРС"
Ни для кого не секрет, что многое в жизни человека зависит от того, как он воспринимает те ситуации и события, которые с ним происходят. И хотя некоторые могут возразить, что оптимист - это плохо осведомленный пессимист, на практике легко убедиться в обратном. Ведь если человек настроен упаднически, ориентирован на негативный ход развития событий, вряд ли он сможет в полной мере воспользоваться имеющимися перспективами, а тем более адекватно оценить весь спектр своих возможностей в той или иной ситуации.
Здесь можно вспомнить об одном эксперименте, проведенном в одном из американских научно-исследовательских институтов, который прекрасно иллюстрирует данную ситуацию. Эксперимент заключался в следующем: в один аквариум поместили несколько мелких рыбешек и рыбу-хищника, которая ими питалась. В ходе эксперимента аквариум был разделен прозрачной перегородкой на две части, в одной из которых находилась рыба-хищник, а в другой - мелкие рыбешки. Таким образом, рыба-хищник могла видеть рыбешек, но не могла на них охотиться. В течение нескольких дней рыба-хищник совершала попытки пробиться через эту преграду, чтобы поймать рыбешек, но - безуспешно. Все это время организаторы эксперимента подкармливали ее на самом необходимом уровне, - чтобы не умерла от голода. По прошествии некоторого времени попытки охоты становились все менее настойчивыми, и, в конце концов, прекратились совсем. Рыба вела себя очень пассивно, была безразлична к мелким рыбешкам и питалась кормом, который давали экспериментаторами. Через несколько дней перегородку убрали, и рыба-хищник оказалась в одном жизненном пространстве с мелкими рыбешками. Однако она продолжала вести себя по-прежнему: питалась кормом, поступавшим извне (хотя это был лишь необходимый минимум), и полностью игнорировала рыбешек, плававших вокруг.
Перегородка перенеслась в мировоззрение рыбы-хищника, и она перестала верить в возможность охоты на рыбешек, прежде служивших ее основной едой.
В жизни человека многое зачастую схоже с вышеупомянутым экспериментом. Сталкиваясь с ограниченностью своих возможностей в какой-либо ситуации, человек часто теряет веру в себя и интерес к жизни, вместо того, чтобы уделить больше внимания исследованию окружающих условий и возможностей для их изменения. Кроме того, сужаются рамки осмысления ситуации, из-за чего важные благоприятные перемены, происходящие вокруг, просто упускаются из вида.
Так отчего же зависит успешность человека в окружающем мире? От условий окружающей ситуации или от него самого?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует освежить в памяти некоторые принципы эниологии:
- С точки зрения эниологии человек и окружающий его мир не являются чем-то обособленным, а находятся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
- Все в жизни человека (здоровье, успешность в делах и отношениях) зависит от энергоинформационной целостности человека.
- Энергетика человека структурируется информацией, которой человек обладает. Если информация не содержит противоречий, то энергетика находится в стабильном и целостном состоянии. В противном случае, одна часть энергетики противопоставлена другой, что приводит к внутреннему конфликту. Это может приводить к несогласованности работы внутренних систем организма и, как следствие – к нарушениям в состоянии здоровья; а также к искажению жизненных целей.
- Мыслеформы – материальны.
Что это означает? Это означает, что то, о чем человек думает, происходит с ним в жизни. А мысли большинства людей заняты собственными проблемами, самосожалением из-за этих проблем, беспокойством о возможных неприятностях и в незначительной степени возможными планами и хорошими воспоминаниями; это в последствии проявляется в жизни. Подобный образ мышления приводит человека к негативному жизненному сценарию, под который подтасовывается большинство жизненных событий. С другой стороны, т.к. жизненные планы проработаны слабо, те или иные жизненные проекты получаются незавершенными и не привязанными к каким-либо целям. А это необходимо для успешного существования. «Если у человека есть достойное «зачем», он преодолеет любое «как», - говорил Ф.Ницше, и это в действительности так. Человек с негативным типом мышления подобен бегуну, который, добежав до барьера, стоит и ждет, когда его уберут. И наоборот, человек, у которого проработаны жизненные цели, - это бегун с барьерами, который, не заостряя на них внимания, сокращает путь к финишной ленте.
Также немаловажным является то, что в процессе мышления человек нарабатывает собственные ориентиры в окружающем информационном пространстве. В результате, с человеком происходит то, к чему он наиболее готов. А готовность к какой-либо ситуации определяется тем, сколько внимания человек уделяет ей. Поэтому и получается, что в большинстве своем люди сталкиваются с различными неприятностями просто потому, что они готовы к этому больше, нежели к каким-то благоприятным переменам.
Здесь следует остановиться и определить два типа мышления, которые приводят к двум различным формам взаимодействия человека с миром. Условно определим их как оценочный и прагматичный. Основное их различие состоит в направленности внимания на разные сферы освоения мира - на теоретико-обозревательную и практическо-преобразовательную.
Теперь охарактеризуем каждый из типов мышления.
Человек с оценочным типом мышления стремится подогнать окружающий мир под определенный порядок. Причем этот порядок редко бывает функциональным. Чаще всего, такой порядок напоминает книги, расставленные по полкам по принципу одинакового цвета корешков, а не по схожей тематике. Такая расстановка приемлема, если книгами не пользуются, а иначе сориентироваться в подобной расстановке довольно сложно. Но ведь мир постоянно изменяется, образует новые связи, и потому способность быстро сориентироваться в окружающей ситуации очень важна. А, т. к. большая часть внимания поглощена существующим порядком, человек игнорирует, вытесняет какую-либо новую информацию, даже если она необходима для расширения спектра своих возможностей. Из-за этого совершается масса ошибок, что приводит к массе разочарований, а видение мира становится «черно-белым». В итоге человек, живущий по схеме оценочного взгляда, истощает свой мир и себя самого рамками жесткого порядка. Как следствие, система «человек-мир» становится закрытой и не допускающей каких-либо изменений, чем блокирует собственные перспективы роста. А рост, развитие являются необходимым условием эффективности собственной позиции в окружающем мире. В противном случае начинают действовать внутренние механизмы саморазрушения.
Прагматичный тип мышления принципиально иной. Здесь человек не пытается определить реальность рамками какого-либо порядка. Наоборот, первоочередной задачей человека с прагматичным взглядом на мир является определение своих целей, в соответствии с которыми он воспринимает окружающую ситуацию и совершает те или иные действия. Поэтому порядок для человека с прагматичным типом мышления является не самоцелью, как в случае с оценочным типом, а инструментом для приведения элементов окружающей действительности в соответствие со своими целями. Любая информация об изменениях в окружающем мире приводит реализации собственных целей или их корректировке в соответствии с новой ситуацией, а не к ошибкам и разочарованиям, как в случае с оценочным мышлением.
Чтобы глубже понять различия между оценочным и прагматичным типами мышления, следует подробно рассмотреть некоторые особенности информационного пространства человека или, иначе говоря, воспринимаемой действительности. В информационном пространстве человека можно условно выделить две основные сферы: действительное и возможное. Сфере действительного соответствует фактическая реальность, т. е. то, что уже свершилось. Поэтому какие-либо существенные изменения в данной сфере практически исключены. Степень свободы человека здесь сводится к возможности по-разному интерпретировать, оценивать имеющиеся факты.
Сфера возможного не имеет такой жесткой событийной фиксации как сфера действительного, а потому обладает многовариантностью. Происходящие события не просто оцениваются в двойственном порядке (хорошо - плохо), а наделяются определенным смыслом. Смысл же, в свою очередь, координируется с жизненными целями человека.
Человек с оценочным взглядом способен контролировать только сферу действительного, и то – в лучшем случае. Человек с прагматичным мировоззрением может контролировать не только действительное, но и сферу возможного, поэтому он обладает большим потенциалом освоения окружающего мира, а, следовательно, и большим энергоинформационным ресурсом, большим спектром возможностей.
Благодаря нижеприведенному рисунку мы можем увидеть, что при выделении различной последовательности связей между элементами одно и то же изображение может приобретать различную эмоциональную окраску: позитивную или негативную (на рисунке можно увидеть молодую женщину, смотрящую через плечо или угюмую старуху). Также и в жизни, выделяя для себя различные связи между элементами ситуации, мы можем воспринимать ее либо как проблему, либо как благоприятное стечение обстоятельств.
Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Применительно к нашему исследованию это можно перефразировать следующим образом: действительность, которая окружает человека, во многом зависит от того, как человек ее интерпретирует. Поэтому именно точка зрения человека на окружающий мир должна стать той «точкой опоры», благодаря которой мир может измениться.
Тем не менее, даже люди с прагматичным типом мышления иногда сталкивается с ограниченностью своих возможностей и истощением энергоинформационного ресурса. С чем это может быть связано?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть некоторые закономерности, связанные с жизненными проектами.
Термином «жизненный проект» обозначаются те или иные начинания человека, выраженные в наиболее завершенной форме. Наиболее эффективно действующая структура жизненного проекта выглядит следующим образом:
1. Цель - то, чего Вы хотите в данной ситуации. Цель должна быть конкретной и понятной для себя.
2. Обоснование - то, для чего Вам это надо. Так цель получает должное раскрытие и переходит из формы результата в форму средства достижения результата. В такой форме она реализуется проще. Воспользоваться средством легче, нежели добиться результата.
3. Перспектива - то, что Вы будете делать когда достигнете поставленной цели. Этот шаг также облегчает воплощение цели. Он как бы "отделяет" цель от жизненного горизонта - неопределенной токи в будущем. На перспективу рекомендуется выносить какое-то простое в выполнении и приятное для себя действие. Видимо, традиция "обмывания" новой покупки или повышения по службе происходит от более древней традиции, в которой люди понимали важность такого шага как перспектива. И праздник был заранее запланированным действием, которое являлось своеобразным катализатором воплощения цели.
Резюмируя, можно сказать, что жизнь является своеобразной "бюрократической структурой", которая выводит в производство не столько самые лучшие проекты, сколько "правильно заполненные по формуляру". К сожалению, чаще всего люди правильно заполняют проблемные заявления - если вдруг случится беда, нужно будет сделать то-то и то-то (а еще лучше заранее подготовиться), а потом уже начинать жить. Но будем надеяться, что после прочтения этой статьи, в такие моменты Вы будете вовремя понимать, что начинаете создавать негативную программу и преобразовывать ее в позитивный жизненный проект.
Следует помнить, что жизненные проекты имеют не только реальное измерение, т. е. как совершенные действия, но и являются информационными единицами. Поэтому нереализованные жизненные проекты требуют не только фактического, но и формального завершения, иначе они продолжают поглощать внимание человека, а следовательно - истощать его энергоинформационный ресурс. Например, человек решил заниматься какой-либо сферой деятельности, но, столкнувшись с определенными сложностями, переключился на какой-то другой род занятий, оставив предыдущее дело «до лучших времен». Следующее дело, которым он будет заниматься, будет страдать недостатком внимания, в результате чего появятся очередные сложности.
Соответственно, чем больше у человека таких «хвостов», тем меньшим потенциалом реализации обладает тот жизненный проект, которым человек непосредственно занят в настоящий момент. И, если человек не прорабатывает нереализованные жизненные проекты, он постепенно упускает из внимания сферу возможного, теряет ориентацию в окружающей ситуации, и занимает принципиально проигрышную позицию по отношению к окружающему миру — оценочную.
Чтобы этого избежать человеку следует, прежде всего, отпустить все эмоциональные переживания, которые связаны с незаконченными проектами (сожаления, обиды, разочарования и т. п.), затем определить для себя их ценность (жизненный опыт, прояснение собственных предпочтений относительно какого-либо рода деятельности и т. д.) и, наконец, полностью переключить внимание на нынешний жизненный проект. Совершая эти действия, человек восстанавливает контроль над своей энергетикой и упорядочивает жизнь в целом.
Подводя итог всему вышесказанному, перечислим еще раз, что же требуется для того, чтобы мышление стало более позитивным, а жизнь – более успешной?
Во-первых, следует проработать жизненные цели в форме жизненных проектов, тем самым, повышая контроль над сферой возможного. Это подразумевает, что человек должен знать, чего он хочет, почему, и что он будет делать, когда этого достигнет.
Во-вторых, проработать нереализованные жизненные проекты, отпустить связанные с ними эмоциональные переживания.
И, наконец, в-третьих, перестроить мышление на более позитивный лад: думать не о проблемах, а об их решении, стараться видеть полезные стороны тех или иных ситуаций и т. д.
Следуя этим принципам, вы упорядочите свою жизнь и расширите спектр возможностей в различных жизненных сферах.
← Назад