Статьи - Смысл жизни и развитие человека

Александр Гольц

Смысл жизни и развитие человека.
В рамках практики оказания помощи людям в решении различных житейских проблем, периодически приходится сталкиваться трудностями в поиске человеком смысла жизни. Следствия подобных проблем самые различные: от простого расстройства жизненного уклада до появления острых депрессивных расстройств. Настоящая статья родилась под влиянием работ В. Ю. Рогожкина и А. В. Петина, и является попыткой применения принципов эниологии в собственной практике (большей частью связанной со сферой психологии).

Каков окружающий мир? Что есть благо, а что - зло? Почему человек умирает? А, главное, - ради чего живет? Эти вопросы волновали человечество испокон веков, и разные мыслители различных эпох отвечали на них с самых разнообразных точек зрения.

Вопрос о смысле жизни впервые в истории (согласно общепринятой версии) был сформулирован древнегреческим философом Сократом. Античный мудрец считал, что жизнь человека должна быть подчинена Логосу - вселенскому разуму, который выражается в единстве личностного, общественного и мирового порядка. Однако не все с ним соглашались. Например, согласно традиции гедонизма, смысл человеческой жизни сводится к поиску удовольствий; в различных религиозных традициях говорится, что смысл жизни в служении Богу или каким-либо высшим принципам.… А нигилистическая традиция в лице, например, Ф. Ницше утверждает, что у жизни нет никакого смысла вообще, и, более того, он ей не требуется, т. к. жизнь — самоценна.

Кто из них прав, а кто - нет, однозначно сказать нельзя, но если мы хотим составить собственное адекватное представление в этой области, нам следует подробней рассмотреть сферу целеобразования человека. Ведь смысл жизни является целью, с которой соотнесены и которой подчинены все остальные цели.

Все поступки человека сообразуются с какими-либо целями, которые сформулированы осознанно либо неосознанно. В свою очередь, каждая цель выражает ту или иную потребность. Потребности же могут быть самыми различными - в пропитании, комфортных условиях, благополучии и т. д. И для того, чтобы представить картину более ясно, мы можем расположить потребности в виде иерархической системы.

В основе будут находиться базовые потребности: в еде, тепле, безопасности и т. д. Далее следует уровень антропологических нужд, т. е. тех, благодаря которым индивид сохраняет «человеческий облик» (труд, обучение и т. д.). Затем - социальных, благодаря которым сохраняет определенный социальный статус (потребность в социальной идентификации, в уважении и поощрении и др.).

Следующий уровень потребностей - эстетические. К ним относятся стремление к красоте, упорядоченности и пр.

Одну из высших позиций занимают потребности в любви, творчестве, одним словом - духовные. И, наконец, на самом «верху» располагается потребность в самореализации. Буквально эту потребность можно определить как стремление к счастью.

Также можно сказать, что потребность в самореализации - это стремление воплотить в реальность тот потенциал (жизненный и творческий), которым обладает человек. Изначально этот потенциал определяется информацией, содержащейся в человеке на момент рождения. Но в течение жизни он претерпевает некоторые изменения, в зависимости от того, какую информацию человек вбирает в себя из окружающего мира и того, в какой степени он эту информацию перерабатывает.

Следствием успешного процесса самореализации является обретение человеком смысла жизни.

По сути дела, потребность в самореализации выделяется нами в отдельную категорию достаточно условно, т. к. она воплощается во всех остальных потребностях. Поэтому здесь важно отметить некоторые особенности: человек не может в полной мере переходить к более высоким уровням мотивации, не удовлетворив потребности более низкого порядка. Например, вряд ли человек будет испытывать острую потребность в труде, творчестве или познании, если он валится с ног от голода (если только это напрямую не связано с добычей пропитания). Базовые потребности могут удовлетворяться минимально, но не могут быть полностью игнорированы.

Конечно, можно привести примеры исключений, такие как героическое поведение узников концлагерей, но здесь следует помнить, что такие примеры сопряжены с экстремальными условиями окружающей ситуации. Поэтому это те исключения, которые подтверждают основное правило: человек переходит к более высшим потребностям, лишь удовлетворив потребности предыдущего порядка.

Из этого естественно следует, что человек будет находить достаточный смысл на том уровне мотивации, который наиболее насущен для него в сложившейся жизненной ситуации. Поэтому для нищего будет достаточным для счастья находить пропитание, для художника - иметь условия позволяющие творить, для влюбленного - видеть ответные чувства.

Не существует некоего универсального и, в то же время, конкретно выраженного смысла жизни, применимого для всех людей. Следовательно, это является не столько каким-либо содержанием, сколько определенным внутренним знанием, ощущением. Ощущением того, что человек находится во внутреннем резонансе со своим полем событий, в состоянии единства и гармонии с окружающим миром.

Именно этот уровень мотивации имеет непосредственное отношение сфере исследований эниологии - науки об энергоинформационном обмене. И, в первую очередь, потому, что эниология занимается изучением взаимодействия человека с окружающим миром, рассматривая их в качестве единой системы.

Человек последовательно проходит три стадии самореализации: самоутверждение, самовыражение и саморазвитие. На каждой из стадий человек решает различные жизненные задачи. Вместе с тем, своими действиями он посылает своеобразный запрос в окружающий мир и одновременно информирует мир о собственном состоянии.

На стадии самоутверждения человек как бы говорит: «я есть», что свидетельствует о незавершенности собственной определенности. На этом этапе самореализации человек преследует две основные цели. Во-первых, это стремление привлечь к себе внимание окружающего мира, чтобы в дальнейшем воплощать те или иные жизненные проекты в атмосфере взаимосотрудничества. Во-вторых, это стремление получить дополнительное жизненное пространство для реализации своего потенциала. В ответ мир предоставляет ряд ситуаций (в том числе сложных, стрессовых) которые должны помочь человеку достичь необходимого уровня самоидентификации, а, следовательно, - внутренней стабильности. По достижении такого уровня человек входит в стадию самовыражения.

На данной стадии человек информирует мир о том, что он живет в рамках сформировавшегося жизненного варианта. Т. е. он уже не просто утверждает: «я есть», а говорит, что «я есть то-то и то-то и, совершив те или иные действия, собираюсь стать тем-то и тем-то». Соответственно мир предоставляет условия для оптимальной развертки тех или иных жизненных проектов в событийном плане. Успешно реализуя свои жизненные проекты, человек на порядок повышает энергоинформационный потенциал, что сопровождается чувством внутреннего равновесия и приводит к естественному желанию продвигаться дальше в процессе самопознания.

Здесь мы уже можем говорить о переходе к стадии саморазвития. На этой стадии человек выходит за рамки обусловленности определенными жизненными вариантами, и приходит к осознанию многовариантности жизненного пути, открываясь для чего-то нового. Если на стадии самовыражения человек преобразует окружающий мир, чтобы изменить собственное положение дел, то на стадии саморазвития он преобразует себя, вместе с тем трансформируя окружающий мир. Это происходит потому, что в период саморазвития энергоинформационный потенциал человека возрастает, вследствие чего открываются новые горизонты и новые перспективы. Для их реализации человек самоутверждается снова, но уже на более высоком уровне и процесс повторяется снова.

Вышеописанная схема самореализации является примером нормального взаимодействия человека с окружающим миром. При подобных условиях человек с течением времени расширяет свое жизненное пространство и осваивает различные жизненные области.

Но в реальной жизни люди редко следуют подобной системе. Зачастую совершаются те или иные ошибки. Наиболее распространены три типа ошибок:

  1. «Зависание» в самоутверждении.
  2. Переход к самоутверждению из самовыражения.
  3. Негативное самоутверждение (самоподавление).

Первый тип ошибок заключается в неумении или нежелании сформулировать жизненный проект, который следует реализовать и, вместе с тем, в наличии потребности в полноценной самореализации. Образно выразить данный тип самореализации можно в виде следующего диалога между человеком и окружающим миром.

Человек заявляет: «Я хочу чтобы было по-моему». Окружающий мир уточняет: «А как, по-твоему?». На что человек тупо отвечает: «По- моему! Я же сказал!». В итоге, человек теряет перспективы сотрудничества с окружающим миром, вследствие чего, рано или поздно возникает чувство бессмысленности существования.

Следующий тип ошибочной самореализации может быть определен как самолюбование. Т. е. человек, после воплощения тех или иных жизненных проектов, тратит возросший потенциал не на освоение новых жизненных областей, а потакает чувству собственной важности. В процессе этого наступает отупение и, опять же, потеря чувства осмысленности своего бытия.

И, наконец, последний из рассматриваемых нами типов ошибок сопряжен с тем, что человек - осознанно или нет - сам ограничивает свои возможности. Причинами этого обычно являются заниженная самооценка и недостаток самостоятельности. Прямым же следствием - страх перед ответственностью за свои поступки. Также подобная ситуация может быть следствием какой-либо психологической травмы.

Чтобы избежать вышеупомянутых ошибок, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • избегать поглощенности собственным эго
  • следовать принципу «больше действий - меньше эмоций по поводу этих действий»
  • не бояться любых - даже самых смелых - начинаний. Естественно при условии, что они являются жизненно значимыми.

Примечание. Данная статья не является исчерпывающим исследованием проблематики, связанной со смысложизненными аспектами. Автор надеется на дальнейшее развитие данной тематики другими исследователями, предложение новых идей и свежих решений.

Александр Гольц.

← Назад