Статьи - Султанова И.Н. Повседневная помощь родителям

Повседневная помощь родителям

Мы живем во времена, когда у родителей, с одной стороны, остается мало времени на детей, а с другой – они связывают с ними большие надежды. Сейчас стало нормой, что женщины получают профессию, ходят на работу и продолжают работать после рождения ребенка. Дети более или менее ухожены, наша повседневная жизнь в целом организованна, мать пытается совместить разноплановые роли матери, домохозяйки и служанки и часто творят чудеса на этом поприще.

Но есть большая проблема – чувство вины, которое гложет матерей, подтачивает их изнутри и наносит глубокую рану.

В психологии вина толкуется, как угнетенное душевное состояние, в основе которого лежит внутренний конфликт, состояние, в котором мы пытаемся что-то исправить. Мы хотим выяснить, что пошло не так и что мы можем сделать, чтобы стало «хорошо».

Из-за чувства вины общение с детьми не соответствует тому, каким хотят его видеть родители. Некоторые родители жертвуют всем ради достижения своей цели (карьеры) – нередко за счет своих детей.

Нехватка времени на детей приносит отрицательные плоды: родители, матери позволяют своим детям оскорблять себя и помыкать собой. Родители выполняют домашние задания для своих детей (это легче чем потратить время на то, чтобы помочь им при выполнении домашнего задания) и считают, что перед детьми открыт мир безграничных возможностей. Дети не хотят делать домашние задания, не слушаются, агрессивны. У поколения родителей в наше время большие притязания, часто отец и мать имеют хорошее образование и хотят того же для своих детей. Но есть ли смысл в том, что они делают?

Все родители, когда у них появляются дети, мечтают о том, чтобы «делать все не так, как их собственные родители». Они хотят прислушиваться к своим детям, любить их, разговаривать с ними, воспринимать всерьез, ведя в то же время свою взрослую жизнь. Они хотят вырастить детей, которые будут их любить, будут близки им, но при этом будут самостоятельны и уверенны в себе. Они так хорошо представляют себе это, но просто все идет не так, как им хотелось бы.

Дети не чувствуют, что к ним прислушиваются, что им позволяют самим набираться опыта, доверяют им. Дети хотят, чтобы родители о них заботились, но они не хотят жить с родителями одной жизнью.

Как вырваться из этого тупика? Если Вы наладите структуру ваших взаимоотношений, будете принимать своих детей такими, как они есть, прислушиваться к их мнению, иметь что-то общее, что связывает Вас с ними, установите четкие границы и познаете энергетические законы – все это поможет Вам исправить ситуацию. Вполне ясно, что наши дети признают только язык любви. В общем и целом можно сказать, что полное приятие (или признание) – один из важнейших и наиболее эффективных способов установления хороших отношений между родителем и ребенком. Безусловное приятие позволяет ребенку расти, раскрываться и меняться в лучшую сторону. Оно открывает перед ним возможность научиться решать свои проблемы и стать психологически здоровым, трудиться и мыслить более плодотворно и созидательно.

Приятие можно продемонстрировать следующим образом:

 

Безусловное приятие:

Выражать приятие можно без слов, языком тела, жестов, мимикой и других знаков.

Невмешательство:

Своим невмешательством родители демонстрируют, что они принимают поступки своего ребенка. Вмешиваться – значит, к примеру, мешать детям, контролировать их, вторгаться в их комнату или предостерегать их от ошибок. Невмешательство означает предоставить им больше возможностей для получения собственного опыта.

Пассивное выслушивание:

Здесь речь идет о том, чтобы внимательно выслушать своего ребенка, время от времени давая ему понять, что вы его слушаете.

Вербальное приятие:

В разговоре с ребенком ему сообщают, что он думает или поступает правильно.

Активное выслушивание:

При активном выслушивании процесс коммуникации строится на том, что и говорящий, и слушающий были активны и открыты друг другу. Слушающий, повторяя сказанное, показывает говорящему, что он его понял. Так можно избежать недоразумений.

Из всех проявлений приятия нет ничего важнее того, чтобы ребенок чувствовал в душе, что он любим. Потому что принимать человека «таким, как он есть» - подлинный акт любви. Чувствовать, что тебя принимают – значит чувствовать, что тебя любят.


Рекомендации родителям:

- серьезно относитесь к своему ребенку;

- поддерживать в своем ребенке чувство достоинства;

- сформировать у своего ребенка терпимость и служить ему в этом образцом;

- знать, чем интересуется Ваш ребенок, поощрять его интересы;

- не переносить свой покрытый пылью образ мыслей на своего ребенка;

- не добиваться своего, угрожая наказанием;

- не создавать себе преимущества, играя на чувстве вины;

- уважать по мере возможности желание своего ребенка ощутить с Вами близость или отдалиться;

- обучить своего ребенка в соответствии с его наклонностями и интересами.

 

С глубоким Уважением ко всем родителям и всегда рада помочь

Султанова Ирина Николаевна

Психолог, член Российско-Европейско-Азиатской ассоциации психологов и психотерапевтов.

тел. 8-828-152-27-91

← Назад